Катажина Стемпень-Идзиковска: мы не задерживаем заявления и дела

Директор Департамента по гражданским делам и делам иностранцев в Нижнесилезском воеводстве во Вроцлаве, Катажина Стемпень-Идзиковска

Много споров и разногласий среди граждан Украины, проживающих в соседней Польше, возникает в разговорах о работе Департамента по делам иностранцев во Вроцлаве, Нижнесилезское воеводство. Часть украинцев жалуются на намеренное затягивание рассмотрения их заявлений о предоставлении разрешения на временное пребывание, некоторые говорят о коррумпированности и за глаза обвиняют воеводских инспекторов во взяточничестве, а малая доля наших соотечественников вполне довольны работой Департамента.

В любом случае разбираться кто прав, а кто нет – дело неблагодарное, но после многочисленных обращений наших сограждан в редакцию, корреспонденты ИА «Меда Поток» отправились в Нижнесилезское воеводство и, после содержательного диалога с заместителем директора Департамента по гражданским делам и делам иностранцев в Нижнесилезском воеводстве во Вроцлаве, Катажиной Стемпень-Идзиковской (Katarzyna Stępień-Idzikowska), получили ответы на самые популярные вопросы, а также разъяснения по всем острым темам, касающиеся темы легального пребывания украинцев в Польше.

Вроцлав занимает 3-е место в Польше по количеству трудовых мигрантов, преимущественно из Украины. Как это повлияло на работу Отдела легализации пребывания и трудоустройства?

Такое большое количество мигрантов, преимущественно из Украины, повлияло очень сильно не только на сам Отдел легализации пребывания и трудоустройства, но и на работу отдела обслуживания клиентов, который на сегодня обслуживает около 1200 клиентов в день.

Согласно статистическим данным, за 2016 год наше воеводство (польск. Urząd – прим. ред.) обслужило 280 тыс. клиентов. Если говорить о последнем квартале текущего года, то в январе мы обслужили порядка 24 000 клиентов, а в марте общее количество клиентов составило уже 34 000.

В 2015 году воевода Нижней Силезии выдал 4 627 разрешения на работу, в 2016 году таких разрешений было выдано уже более 14 тысяч, а за первый квартал 2017 года выдано более 6000 разрешений на работу. Если такая тенденция сохранится, то в 2017 году их общее количество составит более 24 тысяч.

Если говорить о заявлениях на временное пребывание, то их количество также постоянно возрастает. Так в 2015 году мы выдали более 11 000 разрешений на пребывание, в 2016 году их общее число составило уже более 15 000, в том числе более 13 000 временных разрешений, а за первый квартал этого года уже подано около 4000 заявлений на временный вид на жительство.

Существует ли необходимость увеличения количества инспекторов, которые рассматривают заявления иностранцев?

Трудно сказать, так как мы не можем однозначно утверждать, что эта тенденция [возрастающего количества подающихся заявлений] удержится. Однако на сегодня воеводство, и вся администрация, борется с такой проблемой, как большая текучка кадров. Сотрудники увольняются, на их место мы ищем новые кадры, а процесс обучения нового сотрудника, который сможет уверенно и самостоятельно разбираться в делах, длится около года.

А сколько всего работает таких инспекторов сегодня?

Мы имеем три отдела и в каждом из них количество сотрудников составляет около 11-13 человек.

Как выглядит процесс легализации трудоустройства? Какие документы необходимо подать, чтобы получить разрешение на работу, кто должен подавать такое заявление, сам работник или работодатель, и должен ли он заранее зарегистрировать дату своего визита?

Если мы говорим о трудоустройстве, то стороной в деле о выдаче разрешения на работу выступает исключительно работодатель. Такое заявление никогда не подаёт сам иностранец. Однако, как выглядит сама процедура, какие документы необходимо подавать, скачать формуляр заявления и узнать всю полную информацию можно на сайте воеводства.

Что касается визита, то работодатель не должен заранее резервировать через интернет дату подачи заявления о разрешении на трудоустройство, он может это сделать, но не должен. Поэтому ели он придет без резервации, то его заявление будет принято.

Значит можно утверждать, что ни один работник не может подать такое заявление, а только работодатель?

Если работодатель даст доверенность третьему лицу для представительства его интересов в деле о подаче заявления, то такое лицо может прийти от имени работодателя. Однако наверняка это не может сделать сам заинтересованный иностранец, такое заявление не может подать лицо, которого касается дело.

Нижнесилезское воеводство во Вроцлаве
Департамент по гражданским делам и делам иностранцев

От момента подачи заявления, сколько нужно ждать, чтобы получить разрешение на работу?

В связи с постоянным увеличением числа подающихся заявлений и учитывая то, что весной начинаются сезонные работы, стройки или сельскохозяйственные работы, эти факты увеличивают время ожидания, и на сегодняшний день оно составляет два-три месяца.

В каких случаях иностранец не может ходатайствовать о разрешении на трудоустройство и есть ли какие-то требования, касающиеся типов трудовых договоров?

Любой отказ воеводы в выдаче разрешения на работу регулируется исключительно законом. Назову как минимум одну причину, когда иностранец, не только гражданин Украины, не может получить разрешение на работу. Такая причина наступает тогда, когда данные иностранца находятся в списке лиц, пребывание которых нежелательно на территории Польши. В этой ситуации Воевода отказывает в выдаче разрешения на работу для данного лица.

Однако, если говорить о конкретных видах трудовых договоров, то его тип, который будет заключен иностранцем с работодателем, не имеет значения. Разрешение выдается в равной степени и в ситуации, когда работодатель предлагает трудовой договор (umowa o pracę), точно так же это может быть договор поручения (umowa zlecenia) или работа по договору подряда (umowa o dzieło). Здесь нет никаких специфических условий.

Читайте также: Особенности трудовых договоров в Польше

Существуют ли специальности, по которым можно быстрее получить разрешение на трудоустройство? Например, есть ли разница между программистом и фермером?

Есть разница, но эта разница у каждого Воеводы своя. Каждый Воевода издает так называемые критерии для выдачи разрешений на работу в своей области (воеводстве – прим. ред.), в зависимости от того, какой вид профессий является в данном регионе дефицитным. Таким образом определенная категория профессий освобождается от прохождения теста рынка труда.

Если говорить о Нижнесилезском воеводстве, то здесь такими дефицитными профессиями являются программисты, даже, в принципе, все профессии, связанные со сферой IT. В этом случае нет необходимости в получении заключения о ситуации на местном рынке труда (польск. – testu rynku pracy) во время ходатайства о разрешении на трудоустройство, поэтому можно сказать, что оно выдается по упрощенной процедуре.

Значит в Нижней Силезии программисты не проходят тест рынка труда?

Именно

А в другом воеводстве это может быть совершенно другая профессия?

Да, в зависимости от того, как формируется ситуация на рынке труда и каких профессий не хватает.

Были ли случаи подделки документов?

Я не слышала, чтобы в процессе ходатайства о разрешении на трудоустройство граждане Украины подавали фальшивые документы. Никогда с подобным не сталкивались

Заявление (польск. – wniosek) о разрешении на трудоустройство и разрешении на временный вид на жительство рассматривает один и тот же инспектор?

По правилам – да, один инспектор проводит процедуру от начала до конца. Но, как я ранее уже говорила, мы боремся с большой текучкой кадров и может возникнуть такая ситуация, когда работник, который начал производство по данному делу, увольняется и это производство, это конкретное дело, должен принять второй инспектор, который доведет его до конца.

Прежде всего должно быть подано заявление о разрешении на трудоустройство, а только потом иностранец может подать заявление на временный вид на жительство?

Нет, так как иностранец может выступить с заявлением о рассмотрении ходатайства по выдаче вида на жительство в так называемой связанной процедуре – вид на жительство и трудоустройство в одном заявлении.

А в случае, когда иностранец работает на основании намерения о трудоустройстве (польск. – oświadczenie), может ли он подать заявление на временный вид на жительство или должен ждать пока работодатель подаст заявление о разрешении на трудоустройство на длительный срок?

Нет, может работая согласно намерения ходатайствовать с заявлением о предоставлении разрешения на временный вид на жительство на будущий срок, который будет включать в себя и разрешение на трудоустройство. Тогда в одном решении (польск. – decyzjа) он получит и разрешение на пребывание и на трудоустройство.

Читайте также: Сколько могут работать украинцы в Польше

Это заявление иностранец может подать сразу же, даже с первого дня работы, если решит так вместе с работодателем, и не ждать 3 месяца, чтобы воспользоваться упрощенной процедурой без прохождения теста рынка труда. Нет обязательства ждать три месяца, работая на основании намерения о трудоустройстве, только чтобы иметь возможность подать заявление на временное пребывание.

Нижнесилезское воеводство во Вроцлаве
Рабочее место сотрудника по приему документов от иностранцев

Какие документы необходимы для получения временного вида на жительство на основании трудоустройства и сколько времени нужно ждать, чтобы получить разрешение на пребывание? Также, можете нам рассказать, как выглядит вся процедура со стороны воеводства и что происходит после подачи иностранцем заявления на временное пребывание?

Весь процесс инициируется по заявлению иностранца, который он подает Воеводе, согласно своего места жительства. Но я еще раз сошлюсь на сайт нашего воеводства, где описана полная процедура получения разрешения на временное пребывание.

Иностранец подает заявление на временное пребывание, которое в первую очередь проверяется на отсутствие недостатков с точки зрения выполнения формальных требований. Если заявление содержит формальные недостатки, которые описаны в Законе об иностранцах, инспектор заводит дело и направляет иностранцу письмо, в котором описано, что необходимо устранить. Если заявление не содержит каких-либо формальных недостатков — тогда мы отправляем такое дело в производство.

В процессе самого производства одновременно направляются запросы в полицию, внутренние органы безопасности и пограничные службы, чтобы проверить, не представляет ли угрозы для общественной безопасности и порядка пребывание данного иностранца в Польше. Также самому иностранцу отправляется письмо, в котором указывается каких документов не хватает в деле и в какие сроки они должны быть предоставлены. При этом, если все документы предоставлены и нет никаких недостатков, в этом письме указывается предполагаемая дата завершения производства [дела].

А в какой срок, по закону, должны предоставить свой ответ в ваше ведомство органы полиции, внутренней безопасности и пограничники?

Ответ от этих служб приходит нам в течении 30 дней.

Существуют ли сроки, согласно закона, в которые должно быть рассмотрено дело о предоставлении временного вида на жительство?

Эти сроки устанавливает Административно-процессуальный кодекс, согласно которого срок рассмотрения в особо сложных делах составляет 2 месяца.

Но ведь существуют случаи задержек и превышений этих сроков во время рассмотрения дел, по каким причинам так происходит?

Из-за огромного количества заявителей, о которых я говорила в самом начале, и текучки кадров. Это основные причины, по которым данная процедура занимает больше времени.

С другой стороны, сроки рассмотрения часто превышаются не по вине Воеводства и его сотрудников. К примеру, существуют ситуации, в которых иностранцы, я не имею ввиду в данный момент только граждан Украины, не забирают на почте корреспонденцию, отправленную нами, не устраняют недостатки, которые указываются в письме и т.д. В таких ситуациях мы вынуждены повторно отправлять письма с просьбами и в этом случае сроки рассмотрения их дел увеличиваются.

Ну а в случае, когда иностранец подал идеальное заявление и сразу приложил к нему все необходимые документы так, что оно не нуждается в исправлениях и дополнениях, будет ли такое дело рассмотрено в 2-х месячный срок?

Думаю, что будет дольше. На сегодня самый короткий срок выдачи и рассмотрения — это три месяца, но всё-таки, если заявление и правда идеально заполнено без ошибок и к нему приложены все необходимые документы, то не исключена возможность того, что решение будет выдано в эти 2 месяца.

У нас нет практики удерживать заявления и дела, и таким образом затягивать процесс выдачи решения. Если дело собрано и в нем присутствуют все необходимые документы, мы стараемся как можно быстрее его закончить и выдать по нему решение.

На что лучше опираться иностранцу в процессе рассмотрения дела, на срок, указанный в кодексе по закону или на предполагаемую дату завершения производства, указанную в письме от Нижнесилезского воеводства?

На предполагаемую дату

Нижнесилезское воеводство во Вроцлаве
Система электронной очереди

В случае, когда гражданин Украины получил разрешение на временное пребывание на основании трудоустройства, а затем сменил работодателя и место работы, должен ли он уведомить об этом воеводство и если да, то как выглядит такая процедура?

Должен уведомить. Этого требует закон. Иностранец имеет 15 рабочих дней на информирование действующего Воеводы о том, что он закончил выполнять работу у одного работодателя и, если нашел себе нового работодателя [место работы], у которого будет трудоустроен, подает новое заявление.

На пребывание или на разрешение о трудоустройстве, или одновременно оба?

Одновременно и пребывание, и трудоустройство.

Если Воевода получит информацию о том, что иностранец закончил выполнять работу, которая была основанием для предоставленного для него разрешения на временное пребывание, то будет начата процедура в отношении аннулирования такого пребывания и такое лицо должно будет выехать из Польши.

Какова процедура обжалования в случае отказа в разрешении на временное пребывание?

Если иностранец получит отрицательное решение [отказ], то он может, согласно указанной в нем информации, в течении 14 дней от момента получения подать обжалование в орган второй инстанции. В данном случае жалоба подается начальнику Управления по делам иностранцев.

Начальник Управления по делам иностранцев находится в Варшаве?

Да

А как выглядит такая процедура? Иностранец должен ехать в Варшаву или может просто послать письмо? И будет ли его пребывание считаться легальным в процессе пока идет рассмотрение жалобы?

Да, в этом случае пребывание будет считаться легальным. Иностранец не должен ехать в Варшаву, но жалоба должна быть подана в письменном виде. Такое письмо составляется начальнику Управления по делам иностранцев, а его копия отправляется Воеводе, который выдал отрицательное решение.

Таким образом иностранец оспаривает данное решение, указывает, что он не согласен с ним, пишет почему и на каких основаниях и пересылает Воеводе, выдавшему отрицательное решение. Воевода может самостоятельно изменить свое решение, если согласится с указанными иностранцем основаниями, в то же время если он [Воевода] не согласен с ними, то переадресовывает письмо начальнику Управления по делам иностранцев.

Много подобных случаев?

По отношению к количеству положительных решений – нет.

А по каким причинам чаще всего такое случается?

Иностранцы не доносят или не предоставляют документы, которые необходимы для рассмотрения их заявления – это главная причина.

В какой срок иностранец должен предоставить дополнительно требуемые документы?

Как можно скорее. Это прежде всего необходимо самому иностранцу для того, чтобы быстрее получить решение и в моменте, когда иностранец будет затягивать срок предоставления этих документов – он автоматически будет затягивать срок, когда получит решение.

Что касается правил, то срок предоставления дополнительных документов составляет 14 дней, если иностранец их не предоставит, тогда мы еще раз напомним ему о необходимости их донести. Однако, если после повторного напоминания, о дополнительных документах, он их не предоставит – то Воевода выдаст отрицательное решение.

Нижнесилезское воеводство во Вроцлаве
Департамент по гражданским делам и делам иностранцев

Какие основные причины аннулирования разрешения на временное пребывание?

Самая первая – это потеря работы. Второй, основной, причиной может стать запись в отношении иностранца как о лице, пребывание которого в Польше является нежелательным. К примеру, если иностранец будет наказан по решению суда за совершение преступления, то одновременно с решением будет произведена запись в реестр лиц, пребывание которых в Польше является нежелательным, и такому лицу также аннулируют и разрешение на пребывание.

Существует ли инфо-линия, к примеру, для случаев, когда от иностранцев незаконно требуют денег за ускорение принятия решения и куда иностранец может пожаловаться в подобных ситуациях?

Во всех подобных случаях необходимо обращаться в полицию.

В нашем воеводстве нет возможности ускорения выдачи решения за деньги – никогда не было, нет и не будет подобной практики.

Поэтому все подобные предложения необходимо расценивать как мошенничество.

В Польше существует такая ситуация, что в период, когда иностранец получает последующее разрешение на работу, выполнение работы в это время является легальным, однако если иностранец работает на основании намерения о трудоустройстве (oświadczenie), зарегистрированного в управлении занятости, то после 3-х месяцев работы он также может подать в Воеводство ходатайство на получение разрешения на работу по упрощенной процедуре, но в момент, когда истекает срок действия этого намерения [oświadczenie], (через пол года –прим. ред.), а разрешение на работу еще не выдано, иностранец должен прекратить выполнение своей работы до момента получения необходимого разрешения, так как по закону выполнение им работы в этот период будет считаться нелегальным.

Опираясь на это факт возникает вопрос: сколько времени длится процедура получения разрешения на трудоустройство после работы согласно намерения (oświadczenie), так как в случае упрощенной процедуры (после 3-х месяцев работы – прим. ред.) оно не требует предоставления теста рынка труда? Можно ли сказать, что такие ходатайства в воеводстве рассматриваются быстрее и как вы считаете, есть ли необходимость изменить эти пункты в законе, чтобы выполнение работы в данный период считалось легальным?

Ходатайства о разрешении на трудоустройство, которые подаются на основании таких намерений (польск. – oświadczenie), зарегистрированных в управлении занятости, и те, что подаются после прохождения теста рынка труда, рассматриваются в одинаковые сроки. Ходатайства, подающиеся после работы, согласно зарегистрированного намерения, не рассматриваются быстрее и не являются приоритетнее других, поэтому сроки рассмотрения будут точно такими же.

Однако, что касается последнего вопроса, то сейчас идет работа над тем, чтобы изменить пункты закона, и чтобы выполнение работы в данный период считалось легальным. Таким образом, в случае если даже закончится срок действия намерения [oświadczenie], а иностранец будет находится в процедуре рассмотрения разрешения на трудоустройство, то этот период будет считаться легальным выполнением работы, и иностранец не должен будет ее прерывать. Так что эти изменения в будущем однозначно будут, но мне трудно сказать, когда именно.

В течении 2017 года уже 36 украинцев в Польше получили статус беженца, можете рассказать, как выглядит процедура получения такого статуса и какие для этого требования?

Не отвечу на этот вопрос, так как Воевода не уполномочен рассматривать заявления такого рода. Эти заявления подаются в Управление по делам иностранцев в Варшаве и на сайте этого управления описана вся процедура ходатайства о получении статуса беженца.

В таком случае может ли лицо, ходатайствующее о таком статусе, проживать во Вроцлаве и получить его в Варшаве?

Может

Беседовала: Анна Баснина
Фото: Денис Садоха

Следите за нашими обновлениями в удобном формате. Подписывайтесь на нас в Facebook, Twitter, Google+ и Telegram.
Оценить эту статью:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Войти с помощью: 

Авторизация

Войти с помощью: 

Регистрация

Пароль не введен
Войти с помощью: 

Генерация пароля