УНИЧТОЖИТЬ ИЛИ СОЗДАТЬ? ЦЫГАНСКИЙ* КРИЗИС В УКРАИНЕ. (ЧИТАТЬ КАК РОМЫ)

В последние годы в нашей стране со стороны радикально настроенных элементов, при молчаливом согласии властей,  просматривается активизация действий против цыганского этнического меньшинства.

В данной статье мы попробуем проанализировать причины и возможные пути разрешения ситуации.

История гонений
Цыгане они же Ромы родом из Индии в шестом веке н.э. они начали переселение, которое продолжалось до десятого века н.э.

Цыганский уникальный и колоритный этнос достаточно часто за мировую историю подвергался гонениям и геноцидом.

Первые цыганские таборы, пришедшие в Западную Европу, рассказывали правителям европейских стран, что папа римский за временное отступничество от христианской веры наложил на них особое наказание: семь лет скитаний. Поначалу власти оказывали им покровительство: давали еду, деньги и защитные грамоты. Со временем, когда этот срок истёк, такие поблажки прекратились, цыган стали игнорировать.

Тем временем в Европе назрел экономический и социальный кризис.  Его результатом стало принятие ряда жестоких законов в странах Западной Европы, направленных, помимо прочего, против представителей бродячих профессий, а также просто бродяг. Из-за экономических неурядиц заметно увеличилось число бездомных, а вместе с ним — число краж, разбоев и прочих преступлений. Кочевые, полукочевые или попытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане также стали жертвой этих законов. Их выделяли в особую группу бродяг, выписывая отдельные указы, первый из которых вышел в Испании в 1482 году.

Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточён. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери.

Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола.

Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймление раскалённым железом женщин и детей.

Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое, в Богемии правое ухо. В эрцгерцогстве Австрийском предпочитали клеймить и так далее.

Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих Вильгельм I Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет.

В годы Второй мировой войны, геноциду со стороны нацистов и их союзников  по последним исследованиям, было подвергнуто до 1,5 млн цыган.


Как правило, гонения на цыган, евреев  и другие национальные меньшинства в мировой истории начинались в период экономического кризиса, когда людям было тяжелее себя прокормить, становилось больше бродяг и преступников,  и в этот период правительству легче всего переложить вину и обвинить в неполноценности, преступности, и вообще во всех бедах тех кто не может себя защитить и в силу культурных, религиозных и исторических особенностей развития существенно отличается от основной части населения той или иной страны.

Наша  страна постепенно становится на путь дискриминации цыганского и др. нацменьшинств, выселений, избиений, погромов, и если не принять мер то Украина может  войти в историю 21 вв. как страна в которой возможно произойдет геноцид.

Для того что б понять, как можно разрешить конфликтную ситуацию в обществе нужно понять как живут цыгане и кто они такие в Украине.

По официальным данным на 2001 год в Украине проживало 48000 представителей цыганской национальности.

На протяжении 20 века в СССР предпринимались попытки перехода кочующих цыган к оседлой жизни и втягивание в трудовые процессы и к концу 20х годов 81% цыган проживавших на территории Украины вели уже оседлый способ жизни, но в 30х из-за насильственной коллективизации, позднее из-за войны  процесс затормозился, с 1956 после выхода указа о «О привлечении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», процесс социализации вновь стал набирать обороты цыганам предоставляли рабочие места на предприятиях и колхозах, а борьбой с детской беспризорностью эффективно занимались специальные органы.


В независимой Украине
В начале 1990-х промышленность и колхозы в стране начали приходить в упадок, не имея средств к существованию цыгане начали скатываться к попрошайничеств и нелегальному, часто не честному заработку.
Вследствии этих процессов дети прекратили учиться и вынуждены были помогать родителям зарабатывать на жизнь, а вернее просто попрошайничать, что и перечеркнуло возможность достижения минимального социального статуса в обществе для цыганских семей в перспективе.

В теперешнее время романтический ореол свободолюбивых кочевников отошел в прошлое и цыгане  превратились в беднейших представителей общества, поселения цыган напоминают резервации в которые небезопасно заходить, часто их “дома” напоминают лачуги сделанные из строительного мусора, большая часть цыган длительное время находится за чертой бедности и ведет асоциальный образ жизни,  и так как не имеет минимально необходимой медицинской помощи, качественного питания, то несложно представить что пожив в таком статусе несколько десятилетий современные ромы уже не могут себе представить другой уклад жизни и не имеют моральных сил и знаний, а главное возможностей для того, чтоб попытаться выбраться со дна общества.
К сожалению из-за устоявшихся стереотипов отношение к  национальному меньшинству со стороны населения Украины близок  к отношению в Индии к касте “Неприкасаемых”, с которыми лучше ни то что дело не иметь, но и лучше обойти стороной, вследствии чего наблюдается сегрегация по отношению к детям цыган в школах, а для взрослых по трудоустройству даже в статусе чернорабочих.


В нашей стране власть и силовые органы если открыто не поощряют цыганские погромы, то и не реагирует должным образом на действия радикальных членов общества, с другой стороны цыганская община брошена властью на произвол судьбы, которая  не занимается проблемой социализации Ромов, впрочем, как и других нищих граждан — бомжей выброшенных судьбой на дно общества, что со своей стороны только увеличивает напряженность и криминогенную ситуацию.
В этой сложной, исторически сложившейся ситуации есть несколько вариантов развития событий.


Первый вариант:
Можно  продолжать ничего не делать и не обращать внимание на критическую ситуацию  и тогда дело дойдет до крупномасштабных погромов, поджогов и убийств, со своей стороны Ромы озлобятся за смерть сородичей и начнут мстить  белым при этом очень большая вероятность что мишенью мести окажутся случайные ни в чем не виновные граждане, следующем этапом будут полномасштабные  этнические чистки против Ромов, а так как на дворе 21 век, то за этим последуют санкции в отношении нашей страны со стороны европейских партнеров и изоляция страны.

Вариант второй:

Правоохранители будут согласно закону  выполнять свои обязанности и реагировать на любые проявления разжигания этнической вражды, погромы прекратятся, и все останется, как и было раньше Ромы будут попрошайничать на улицах красивых европейских городов Украины, и украинцы будут обходить цыган стороной, как прокаженных.


Вариант третий:
Но есть еще один путь — он заключается в социализации Цыган в близких для их этноса культурных и условиях.

Идея заключается в создании успешного бизнес — проекта, а точнее самодостаточного поселения,  в котором цыгане смогут успешно реализовывать веками заложенные способности и будут обеспечены работой и другими социальными благами заложенными в конституции Украины.


В наше время технологии шоу-бизнеса и пиар компании могут из полного дилетанта создать звезду, а тут  целый народ с массой сложившихся способностей, традициями, неповторимым колоритом и культурой, это и стоит поставить в основу успеха.


Цыгане, в силу исторических процессов имеют склонность к определенным профессиям, это кузнечное дело, выделка кожи, ювелирное ремесло и ремёсла, связанные с кустарным изготовлением предметов быта, таких как корзины, одежда, обувь, посуда, а также что важно актерские профессии, дрессировка животных, музыка, вокал, цирковой жанр.


Весь перечисленный ассортимент профессий дает возможность говорить о целесообразности создания уникального стационарного парка развлечений — туристического комплекса при цыганском поселении.
С 18 века в нашей стране стал зарождаться интерес к культуре цыган, их приглашали выступать на свадьбы и праздники, и наши дни в условиях глобализации,  людей тянет к всему сохранившему исторический и настоящий национальный колорит, создание настоящего аутентичного цыганского поселения вызовет большой интерес как у украинцев так и у иностранных туристов.


Представьте себе деревянные бунгало  стилизованные под кибитки, гостиницу созданную в стиле гигантского шатра, высаженные фруктовыми деревьями рощи и алеи, цирк шапито, прогулки на цыганских повозках, тематические игры и аттракционы, летнее кафе с террасой, где играют и поют настоящие цыгане, отдельно стоит обратить внимание на особенности цыганской кухни ведь цыгане разбросаны по миру и в каждом регионе кухня их имеет свои  неповторимые черты и к этому всему добавить товары и сувениры настоящих цыганских мастеров, а не китайский ширпотреб.


Социальные условия
Создания цыганского поселения — развлекательного комплекса является не самоцелью, а только способом достижения цыганами  приемлемого жизненного уровня, уважаемого социального статуса, возможности самореализации и развития. Такие поселения целесообразно создавать в местах компактного проживания цыган например в Берегово, или возле крупных городов.
Данный комплекс позволит общине самостоятельно зарабатывать и тратить деньги на развитие общины, такие как:

  • Школа и детский сад, ведь у родителей будет официальная работа и они не будут вынуждены использовать детей для попрошайничества.

  • Создание медицинского учреждения  в поселении улучшит качество и длительность жизни

  • Наличие пункта сбора и вывоза мусора уберет проблему неприятных запахов, которые образуются в стихийных поселениях.

  • Возможность проходить обучение ремесленным и актерским профессиям непосредственно в поселении позволит неквалифицированным рабочим  начать движение по карьерной лестнице.

  • Официальная работа позволит людям хоть минимально, но обеспечить себе старость в нашей стране.

  • Необходимость поддержания порядка в поселении повлечет создание службы охраны, а так как цыгане будут заинтересованы в стабильном притоке и безопасности туристов, то сами и будут успешно бороться с преступностью.



Сложности реализации
Как известно цыганская община одна из самых закрытых в мире, они не пускают к себе чужаков.

Для успешной реализации проекта необходимо чтоб от уборщиц до совета директоров всеми звеньями управляли представители общины.

Кстати цыганские бароны в современном обществе это скорее миф, основные вопросы община решает сообща.

У правительства нашей страны вряд ли найдутся деньги для реализации такого социального проекта, но выделить землю под создание поселения вполне смогут.

Данный проект потребует на начальном этапе инвестиций, олигархов в нашей стране достаточно и возможно кто-то из них проявит желание сделать доброе дело и вложит деньги в проект, и со временем будет получать от этого дивиденты.

Стоит учесть, что в случае заинтересованности инвесторов  подобный проект станет первым в мире в своем роде, потребует объединения усилий менеджеров, дизайнеров, тренеров, медиков, психологов,и других специалистов. В украинском обществе достаточно представителей цыганской национальности с хорошим образованием и знаниями в разных сферах и привлечение их к проекту значительно облегчит создания проекта и налаживание контакта с группами цыган.

 

Для того, что бы процесс социализации цыганского общества прошел успешно, необходимо создать цивилизованные бытовые и позитивные психологические условия,  чтоб этнические цыгане почувствовали себя полноценными гражданами нашей страны, важная задача ляжет на плечи журналистов, общественных деятелей, историков ведь важно не только создать проект но и изменить стереотипное мышление общества.


Можно этого, конечно, ничего не делать и равнодушно созерцать, как в украинском обществе живет и множится каста неприкасаемых, но разве в равнодушном созерцании заключается задача построения успешной прогрессивной и передовой страны со счастливым народом?

 

P.S.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA


К сожалению в  данный исторический период в стране нет идеологии развития или создания счастливого, развитого, передового общества, такую задачу никто не ставит, но возможно она появится в ближайшем обозримом будущем.

Николай Санжаревский

если у вас есть вопросы к автору статьи, либо дополнения, присылайте их на адрес редакции pcontrolua@gmail.com

 

Оценить эту статью:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Войти с помощью: 

Авторизация

Войти с помощью: 

Регистрация

A password is not entered
Войти с помощью: 

Generation password